Статья 82 Трудовой кодекс России

Статья 82 Трудовой кодекс России

Обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

КОММЕНТАРИИ 13

  1. Александр

    Как интересно сказано: «Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.» Предположим идет сокращение и предприятие заинтересовано уволить людей до наступления предпенсионного возраста, например мужчин до наступления шестидесяти лет. Чтобы потом с ними не было проблем в соответствии с новым законодательством. Понятно, что эти люди трудоустроиться уже не смогу.
    Имеет ли профсоюз реальное право встать на защиту этих работников и предотвратить их сокращение, в соответствии с этой статьей трудового кодекса?

    0
    0
    • Новижилова

      Права профсоюз, конечно же имеет. Только есть ли у него желание, другой вопрос. Кто такой слесарь Василий Петрович Пупкин, кандидат на сокращение в возрасте шестидесяти лет, и кто члены профсоюза, стоящие во главе этой организации. Будут ли они биться за Василия Пупкина с руководством организации, чтобы не сокращать его? Весьма сомнительно.

      0
      0
      • Олег

        Если станет проходить сокращение на предприятии, то профсоюзная организация в первую очередь будет прикрывать себя, а не бороться за каждого работника, подпавшего под сокращение. Профсоюзные органы тоже проверяют. И если найдут ошибки, то возможно последует наказание, вот и постараются местные профсоюзные лидеры сделать так, чтобы «рыбку съесть» и самим не пострадать. Ход их действий предсказуем.

        0
        0
      • Сергей

        Да почему бы и нет? Если профсоюз по настоящему независимый и создан не по указке сверху, как декоративный орган для продвижения идей руководства в массы, а так же для их реализации, то может. И примеры тому есть. Например, был (увы, но Форд закрыл заводы в России) профсоюз на автомобильном заводе в Всеволожске, который реально отстаивал права работников до последнего и даже когда завод закрывался, профсоюз выбил для своих сотрудников не три месячных оклада, что положены по закону, а пять, плюс еще и компенсационные выплаты для переквалификации. Вот такие профсоюзы могут многое. Увы, но таких мало. В основном Шмаковские рулят.

        0
        0
  2. Александр

    Сейчас такое образование как профсоюз, выполняет скорее декоративную функцию, нежели является эффективным инструментом по защите прав работника. В крупных организациях, профсоюзы принимают решения в унисон с решением совета директоров, так как находятся в полной зависимости от них и не заинтересованы идти на конфликт. Опять же во многих статьях ТК, в том числе и в этой прописана хитрая фраза с формулировкой: «может быть установлен иной порядок». Что значит «иной»? Где конкретика? Получается своего рода, весьма неплохой плацдарм для манёвров в трактовании отдельных статей ТК под ситуацию.

    0
    0
  3. Новижилова

    Согласна, Александр. Сейчас профсоюзная организация, где она ещё осталась, выполняет роль казначея по собиранию денег со своих членов (да и то эту функцию перепоручили бухгалтерии) и массовика-затейника. Организовать экскурсию для коллектива или выезд на природу — это всё, на что они способны. Да ещё недорогие подарки к праздникам приобрести, которые, по большому, счёту обычные ненужные безделушки.

    0
    0
  4. Олег

    Профсоюз выполняет декоративную функцию по той причине, что всё идёт сверху. А высший профсоюзный орган страны давно сдал свои позиции. Его не слышно и не видно. Если в конце 80-х начале 90- х годов он организовывал митинги и шествия, за ним шли миллионы трудящихся, то сегодня от него можно услышать только постоянное «одобрямс».

    0
    0
  5. АнтонинаА

    Пару лет назад у нас на оборонном заводе проходило массовое сокращение. Предупредили всех за два месяца, как положено. В общем, нарушений со стороны администрации не было. Помню, собрали всех увольняемых в актовом зале для душевной беседы, рассказали о правах и прочее. Присутствовали и руководители заводского профсоюзного комитета. Только кому от этого легче. Даже не выступили перед людьми, видимо, сказать было нечего.

    0
    0
  6. Леонид Львович

    Не считаю корректным вмешательство профсоюза в дела работодателя. Давайте реально смотреть на положение профсоюзов среди частного и акционерного производства. Если управление производством и трудовые отношения в государственной собственности может регулироваться решениями профсоюзов, то частное производство вынужденно пренебрегает правами членов профсоюзов и это оправданное решение как в пользу собственника так и в пользу остающегося работать коллектива. Сейчас трудно выживать. Насчет декора вполне подходящая формулировка очень поддерживаю. Очередные паразиты на теле рабочего класса.

    0
    0
  7. Зара

    Где есть независимый профсоюз, там возникают нешуточные баталии с руководством предприятия, поступающим с работниками не по закону или ущемляющим права. Знаю такую организацию. Профсоюз встал на защиту троих работников, незаконно лишённых премии, за придирки начальства, можно сказать. Полгода длилось противостояние. В конце-концов руководителя уволили, а работникам вернули премию. Сомневаюсь, что такое произошло бы при обычном профсоюзе.

    0
    0
  8. Виктория

    Профсоюзные организации уже давно и повсюду существуют номинально. Ведь подавляющее большинство работников в организациях являются членами профсоюзов, и чем же этот самый профсоюз поможет им при увольнении по сокращению. Да ничем. Абсолютно согласна, что профсоюзы на крупных предприятиях практически никогда не идут против решения совета директоров, так как им совершенно не нужен с ними конфликт, ввиду своей полной от них зависимости. И оказывать какую-либо помощь сокращаемым они не заинтересованы.

    0
    0
    • Sergey

      Если говорить о профсоюзах, что входят в Федерацию, что возглавляет Шмаков, то понятно, что это декоративный орган, который служит только для того, что бы власть оправдывала их наличием мнимую защиту трудящихся. Но есть и приятные прецеденты, это работающие независимые профсоюзы. К таковым можно было отнести профсоюзную организацию, что была на заводе Форд в Всеволожске. Вот она реально отстаивала права работников в жесткой манере до самого конца (завод закрыли). Есть еще независимый профсоюз медицинских работников «Альянс врачей», который тоже весьма эффективно работает и другие есть, но их мало.

      0
      0
  9. Татьяна

    Я многое не понимаю в общественных делах.
    Может быть с профсоюзными организациями так происходит во всём мире и они находятся в негласной зависимости от руководства предприятия. Но, вот если обращаться всё-таки к мировому опыту, а профсоюзы, заметьте, это не наше изобретение, неужели везде так грустно и бесперспективно. Разве не отстаивают права работников, к примеру профсоюзы во Франции или Германии?

    0
    0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code