Руководитель и слухи

Руководитель и слухи

Во многих компаниях при неустойчивой экономической ситуации в мире дурные новости распространяются со скоростью света. Поэтому вопрос управления слухами в коллективе становится особенно остро. Ведь негативные слухи могут не только деморализовать коллектив, но и «ударить по карману» компании, просочившись на внешний рынок, и отпугнув клиентов и партнеров. Поэтому 10 способов борьбы со слухами в коллективе любому руководителю сегодня нужно выучить назубок.

ОБС — одна бабка сказала — древнейший, надежнейший, максимально скоростной и самый дешевый инструмент распространения информации. Пиарщики уже давно поняли, что с помощью распространения слухов можно решать массу бизнес-задач: от устранения конкурентов до аккумулирования контрольного пакета акций. Так, например, история знает массу случаев, когда во время корпоративной войны среди сотрудников запускалась информация о «внешнем враге», и люди в большинстве случаев тут же выступали в защиту руководства, за символические суммы продавая свои акции топ-менеджмерам, чтобы усилить их позиции на грядущем корпоративном собрании.

Однако в вышеперечисленных примерах речь идет о «внешне-рыночных» слухах, направленных на решение бизнес-задач компании. Но куда чаще топ-менеджменту приходится сталкиваться со слухами внутренними, корпоративными, рождаемыми самим коллективом. И они порой могут привести к таким последствиям, что «утка», запущенная конкурентами, покажется просто детской игрушкой. В то же время, массу вопросов по управлению персоналом можно решить тем же распространением слухов, только спуская их «сверху» и работая по четко отлаженной схеме.
 
Зачем запускать?
 
«Прошел слух, что завтра нас всех уволят»… К сожалению, ситуация во многих  компаниях, да и во вполне благополучной Европе сейчас далеки от идеала и такие слухи в последнее время начинают распространяться все чаще. И пренебрегать появлением слухов о сокращении/увольнении персонала или «урезании» зарплаты руководителю не в коем случае не стоит. Ведь они не только демотивируют персонал, что, естественно, моментально снижает результативность работы коллектива, но и могут серьезно пошатнуть рыночные позиции компании.
 
Если взять, к примеру, слух о том, что компания сократит персонал вполовину, мы можем спрогнозировать, что это повлияет на имидж компании как работодателя, создаст подавленное настроение в коллективе, насторожит кредиторов и отразится также на настроениях клиентов.

С другой же стороны, такие слухи могут специально распространяться руководством, чтобы добиться ухода сотрудников по собственному желанию (это, соответственно, освобождает компанию от необходимости выплачивать компенсации при сокращении персонала).
 
Но следует понимать, что запущенный слух может привести вовсе не к тем результатам, на которые рассчитывает топ-менеджмент. Например, в одной компании решили сократить коллег ценного сотрудника, сообщив ему о том, что через несколько месяцев по фирме пройдет волна увольнений. Естественно, его заверили, что за свое место он может не переживать. Но дальнейшие события пошли совсем по иному сценарию, нежели рассчитывали авторы слуха. После получения «конфиденциальных данных» о запланированных сокращениях, менеджер решил подстраховаться и просто нашел другую работу.
 
Также желающим распространять информацию надо помнить, что многие сотрудники уже давно работают командами, и уход одного из них, особенно руководителя, может привести к лавинообразным увольнениям.
 
Как противостоять?
 
Так что все же чаще, нежели распространение слухов, перед топ-менеджментом и HR-подразделением становится вопрос противостояния им.

Можно выделить 10 инструментов борьбы со слухами.
 
Первый — самый простой — игнорирование неправдоподобных слухов с одновременной демонстрацией опровергающих фактов. В случае же, если игнорировать распускаемую сплетню нельзя, можно воспользоваться таким инструментом, как подтверждение слуха. Ведь иногда для предотвращения дальнейшего «наслоения» сюжета лучше подтвердить сказанное.
 
Далее следует опровержение слуха. Но! Официальное опровержение уместно лишь при условии, что данный источник пользуется уважением и доверием у аудитории, а также когда опасный слух является довольно абсурдным. Тогда нужно прямо указать на содержание слуха, его причину и изложить альтернативную версию событий. Четвертый инструмент — ирония. Высмеивание «нелепой» информации в процессе яркого и богатого различными метафорами выступления представителями руководства компании или авторитетным лицом порой бывает очень эффективным «противоядием» против сплетен.
 
А чтобы было над чем иронизировать, эксперт предлагает довести слух до абсурда. Прием «доведение до абсурда» подразумевает распространение информации, не противоположной содержанию, а наоборот, усиливающей тенденцию, лежащую в основе первоначального слуха. Счастливые перспективы или драматизм ситуации доводятся до таких масштабов, что воспринимается как нереальные. Главное, чтобы аудитория поняла, что имеет дело с «нелепым» слухом.
 
Также можно запустить «контрслух». Если нет уверенности в авторитетности официального источника, уместно распространить информацию, по содержанию противоположную сюжету слуха. Делать это нужно под различными предлогами, но без упоминания о самом слухе и его сюжете. Но в данном методе необходима особая внимательность к каждой детали, так как малейший просчет может привести к «эффекту бумеранга» и доверие к слуху усилится.
 
Еще один инструмент — дискредитация автора. О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая информация. Если дискредитировать автора невозможно, стоит попробовать снизить доверие к слуху путем оповещения аудитории о существовании некоего врага, распространяющего слухи с целью нанесения какого-то ущерба.
 
Можно также назначить «ответственного за слух» — т.е. лицо, у которого всегда можно проверить сказанное. Часто эта роль отводится менеджерам по персоналу, представителю профсоюза или, наконец, специалисту по связям с общественностью.
 
Иногда приходится бороться со слухами и с помощью публичного разоблачения «сплетника». Крайне негуманный способ, но действенный. Осуждение сплетника отбивает желание распускать слухи у тех, у кого оно могло вот-вот возникнуть. Правда, иногда, «разоблаченный» не раскаивается, а скорее его манипуляции становятся более утонченными. К тому же важно найти реального распространителя слуха, а не просто «козла отпущения».
 
Но самый эффективный способ борьбы со слухами — это, все-таки, устранение их причин. И начинать войну против перешептываний лучше всего именно с этого инструмента. Ну а уж если не выходит искоренить причину — тогда можно обращаться и к остальному арсеналу.

Сергей Гранько, Компаньон


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code