Феноменология здоровья

Предлагаем вам лекции по феноменологии здоровья

Раздел  Феноменология здоровья

Основной задачей раздела  является формирование представления о наиболее важных направлениях в области здоровья. Обозначение некоторых исторических аспектов формирования знаний о здоровье. Кроме того, будут рассматриваться различные области знаний, с позиции их влияния на концепции в области здоровья. Большой акцент будет сделан на некоторых психологических и социальных моментах, теориях, разделах. В разделе будут рассмотрены следующие темы:

Оглавление

 Тема 1. Введение в феноменологию здоровья. Некоторые исторические  аспекты  формирования знания о здоровье……………………………………3 

 

Лекция 2-3.

Психология здоровья. Мотивация поведения.  Мотивация здоровья и здорового образа жизни. Пирамида Маслоу.  Здоровье в иерархии потребностей и ценностей……………………………………………………22

Лекция 4.  Концепции и основные составляющие здорового образа жизни. Факторы  здоровой личности…………………………………………………30

 Лекция 5 и 6.

 Представление о психологическом здоровье. Факторы психологического здоровья.  Критерии психического здоровья. Закономерности психологии развития.  Понятие гармоничного развития личности. Социальное здоровье. Психология отношения к здоровью. Внутренняя картина здоровья.  Позитивная кризисная теория развития личности……………36

 

Лекция 7. История нормы в медицине, психологии, физиологии, социологии, педагогике…………………………………………………………59

Лекция 8.  Коммуникативная компетентность и эффективность……..70

Лекция 9. Системная модель здоровья детей и подростков. Подходы к оценке состояния здоровья обучающихся и воспитанников с позиции междисциплинарного подхода…………………………………………………77

 Тема 1.

Введение в феноменологию здоровья. Некоторые исторические  аспекты  формирования знания о здоровье

 1. От восприятия к понятию здоровья.

В понятии «здоровье» заключено великое множество самых разных значений и оттенков смысла, которые в своей совокупности не могут быть охвачены никакой из отдельных областей знания. К тому же и представления о здоровье, и отношение к нему варьируют в разных культурах, в разных слоях общества и на разных исторических этапах. Да и обыденные представления людей о здоровье также сильно варьируют. Что представляет собой здоровый человек? Это — человек, у которого клинические показатели соответствуют принятым в медицине нормам, или тот, кто чувствует себя комфортно в любых ситуациях? А может быть, это человек,  который легко адаптируется к неблагоприятным условиям среды, или тот, кто энергичен, целеустремлен и успешен?

Сложности и противоречия в определении здоровья объяснимы, так как феномен здоровья имеет биомедицинскую, социальную, экономическую, духовную и другие составляющие. Здоровье можно охарактеризовать через отсутствие болезни, либо через наличие силы и выносливости, либо через высокий уровень жизни, либо через возможность вести полноценную жизнь и реализовывать себя. Его можно определять количеством (продолжительностью) и качеством жизни или отсутствием физических и психических недостатков и болезненных ощущений. В феноменологической философии было замечено, что выразить и передать исходный опыт, ощущение здоровья бывает довольно трудно. Как отмечает современный философ-феноменолог Д. Ледер, «когда мы пытаемся описать опыт здоровья, нас поражает то, как мало мы обычно фокусируемся на нем. Эта привычная тенденция упускать из виду здоровье, считать его чем-то само собой разумеющимся, отражается также и в малом количестве описательной литературы, посвященной данному предмету. Во многих отношениях это действительно так: быть здоровым — значит быть свободным от некоторых ограничений и проблем, побуждающих к саморефлексии.»[1] 

Обычно, продолжает Ледер, состояние телесного и психического здоровья остается скрытой предпосылкой, но так бывает не всегда. «Вы можете возрадоваться доброму здоровью, оправившись после простуды или ощутить пыл, охватывающий вас после пробежки. Но это контрастное ощущение, заставляющее нас оценить здоровье, раньше или позже проходит. Здоровье вновь обретает свой статус великого отверженного.» (там же).

Итак, подходя феноменологически, мы можем заключить, что опыт переживания здоровья дан нам не изначально, а лишь вторично. Первичным с этой точки зрения будет опыт недомогания, боли, недуга, слабости, которые могут настичь нас в тот или иной момент времени. Здоровье же мы впервые начинаем воспринимать как избавление от боли и т.п. негативных ощущений. И чем больше таких неприятных ощущений (как и ситуаций освобождения от них) мы переживаем, тем более многомерными, более объемными становятся наши представления о здоровье. Естественно, таким образом, что именно медицина, которая учит тому, как преодолеть болезнь, и должна быть первым знанием о здоровье.                  

Но уже ближайшим (с феноменологической точки зрения) шагом в развитии представлений об этом предмете будет осознание того, что болезнь — это не только боль, это еще и ограничение моих возможностей сделать что-то. Соответственно и восстановление этих возможностей будет осознаваться как восстановление здоровья. В этом смысле можно утверждать, что здоровье определяется не только сугубо негативно, как отсутствие болезни, но и вполне позитивно. Одна из трудностей при оперировании с понятием «здоровье» состоит в том, что в нем синкретически объединяются совершенно разнородные пласты. Во-первых, это — некоторое описание, характеристика реального положения дел – чему соответствует слово «факт». Этот уровень можно называть дескриптивным (описательным). При этом вовсе не обязательно иметь в виду факт,  в строго научном смысле этого слова. Ведь здоровье, вообще говоря, может определяться на основе как объективных результатов анализов и обследований, так и субъективных ощущений самого индивида либо того, кто, обладая большим или меньшим опытом, ставит диагноз. Но, во всяком случае,  речь при этом идет о состоянии или характеристике, которые мы полагаем как нечто данное.

Во-вторых, говоря о здоровье или противопоставляя здоровье и нездоровье (болезнь), мы можем иметь в виду и то, что здоровье означает некоторую норму, тогда как болезнь — отклонение от нормы, нарушение должного порядка явлений. Кстати, если вспомнить о метафорических употреблениях слов «здоровье», «здоровый», то чаще всего они передают именно это различение нормального и отклоняющегося.

Человек воспринимает свое нездоровье,  прежде всего через ощущения боли, физического и (или) душевного страдания. Вместе с тем с точки зрения медицины, основной задачей которой является восстановление нарушенного здоровья, такого рода субъективные признаки недостаточны, а зачастую и вообще обманчивы: для характеристики здоровья медицина предпочитает опираться на объективные показатели. Они выявляются с помощью разного рода диагностических методов – наблюдения, обследований, анализов, измерений и т.п., смысл которых состоит в том, чтобы сопоставить значения различных параметров организма с теми величинами, которые считаются нормальными.

Таким образом, в рамках медицины здоровье понимается как соответствие нормы, а болезнь – как отклонение от нее (патология). Медицина как знание, позволяющее различать здоровье и болезнь, является в силу этого дисциплиной не только объективно описывающей, в том числе описывающей норму и отклонения от нее, но и нормирующей, то есть эту норму задающей.

В-третьих, наконец, нередко под здоровьем мы понимаем нечто не просто нормальное, но такое, к чему должно стремиться, чего мы хотим, порой даже вожделеем, во имя чего можем тратить свои силы, претерпевать немалые лишения и ограничения. Здоровье, таким образом, выступает и в качестве ценности, как индивидуальной, так и социальной, причем настолько значимой, чтобы диктовать цели, намерения и действия,  как отдельных людей, так и социальных институтов вплоть до общества в целом. Средствами достижения этой ценности являются, в частности, обеспечение здоровой среды обитания человека и соблюдение им требований здорового образа жизни.

Говорим ли мы о нормах, или о ценностях, в обоих случаях мы обращаемся от мира сущего к миру должного. Однако если в первом случае речь может идти, скажем, о бесстрастной регистрации того, что мы воспринимаем как норму или отклонение от нее, то во втором,  предполагается отнюдь не нейтральное отношение к воспринимаемому. Здоровье, иными словами, может быть столь значимой ценностью, чтобы диктовать цели, намерения и действия,  как отдельных людей, так и социальных институтов вплоть до общества в целом.    

Естественно, что, применяя слово «здоровье», мы обычно не отдаем себе отчета в этой его синкретичности и можем, даже в ходе одного рассуждения, достаточно свободно переходить от одного смысла к другому, третьему и т.д. Однако бывают и такие ситуации, когда эти переходы оказывается необходимым специально фиксировать и, более того, соотносить между собой различные употребления этого слова. К примеру,   в данном тексте нам важно будет акцентировать те изменения, которые это понятие претерпевает на ценностном уровне, поскольку именно они, по нашему мнению, не только в известном смысле суммируют изменения на дескриптивном и нормативном уровнях, но и, сверх того, определяют тенденции изменений, происходящих на этих уровнях.


[1] Leder D.  Health and Disease: 5. The Experience of Health and Illness// Encyclopedia of Bioethics. Ed. by W. Th. Reich. N.Y., 1995, vol. 2, р. 1106-1113.

 

fenomenologiya-lekcii.doc

[attachment=526:СПИСОК ВОПРОСОВ]

[attachment=527:ЭССЕ]


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code