Авторизация | Регистрация

Начинаем с гендерного воспитания

, Категория - Любопытная информация и новости

 

В условиях существенных изменений социокультурной  условий жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.. Многочисленные исследования ученых (О.А. Воронина, Д. Еремеева, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова, А.Г. Хрипкова, В. Т.П. Хризман, Л.В. Штылёва, L.Tittle, R.K Under) показывают, что высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе не являются гарантией социального и психического благополучия человека.

Следует отметить, что в ходе анализа литературы нами была выявлена  многомерность понятий «маскулинность», «феминность». Психологический словарь под редакцией  А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского термин «маскулинность (феминность)» трактует как «нормативные представления о соматических, психических и поведенческих  свойствах, характерных для мужчин и женщин». Т.В. Бендас дает следующее определение «набор личностных и поведенческих качеств, соответствующих стереотипу «настоящая женщина (мужчина)». И.С. Кон как одно из значений «…нормативные эталоны мужественности  (женственности)».

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений  между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, вариативности в овладении гендерным репертуаром, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

История гендера. С 60-70 гг. прошлого века в зарубежной психологии стали появляться работы, включающие такие понятия, как «гендер». Его появление связано с именем Джона Мани. В американской историографии впервые термин «гендер» появился в 1986 году. Проанализируем  данный термин более подробно.  При обращении к словарям, термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом. Полагаясь на вышеизложенное, можно уточнить, что  термин «пол» акцентирует биологические основания психологических различий, а «гендер» подчеркивает социокультурное происхождение  психологических различий. Проблему разведения  понятий «пол» и «гендер» удачно разрешает Н.И. Абубакирова с помощью лингвистического анализа: «гендер» обозначает некое социальное отношение, а не биологический пол. С помощью понятия «гендер» исследователь пытается уйти от чисто биологической характеристики пола и указать на то, что существуют мужские и женские социальные роли, успешное овладение которыми обеспечит «гармоничное» вхождение в социум. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а соответствующие свойства и отношения  называются гендерными.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Мы полностью согласны с Е.Н. Каменской и  Е.В. Бондаревской в том, что предпосылками гендерного подхода в педагогике  являются:

1. Ломка традиционной системы гендерной стратификации, ослабление женской и мужской поляризации социальных ролей: традиционное гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность.

2. Изменение культурных стереотипов маскулинности и феминности, которые  становятся менее полярными.

3. Наблюдаются объективные изменения в брачно-семейных отношениях: наблюдаются позитивные изменения в брачно-семейном статусе мужчины, которые выражаются в утрате функции «добытчика», прогрессирующем снижении социализационной роли отцовства.

4. Повсеместная феминизации образования (домашнего, дошкольного, школьного и вузовского). «Феминизация» воспитания детей способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них необходимых качеств испытывают дополнительные трудности при службе в армии, вступая в брак, оказываются  неспособными выполнять элементарную мужскую работу и часто перекладывают ответственность на плечи женщины за семью и воспитание детей, что порождает многие семейные конфликты. У представительниц женского пола не формируется терпеливость, умение поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство. Дефицит гендерного воспитания приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но  неустойчивых браков .

Гендерный подход в образовании – это  индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и  уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что  дает мужчинам и женщинам по-новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений. То есть различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. Такой подход предполагает изживание негативных гендерных стереотипов: раз они не врожденны, а сконструированы обществом, значит их можно изменить, меняя сознание общества.  Скрытая  дискриминация - это наличие гендерных стереотипов  в  образовательных программах и других материалах, используемых  в образовательном процессе.

То есть, организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влияниям  социальных факторов – общественной среды и воспитания (и, в частности, примера поведения родителей), соседей, групп сверстников в детском саду или школе; СМИ; ценностей, законов, традиций данного общества. 

 

Похожие новости:

Мужчина и женщина. Кто как управляет Мужчина в женском коллективе Конвенция о правах ребенка Кто у нас управляет персоналом? Работодатели предпочитают нанимать мужчин


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информация
Уважаемые гости нашего портала! Для получения возможности оставлять комментарии к публикациям, а так же доступа к другим функциям, реализуемым на портале, предлагаем пройти процедуру регистрации. Это займет у Вас совсем немного времени, но зато вы познакомитесь с Правилами поведения, а затем получите полноценный доступ ко всем возможностям и привилегиям, которые имеют зарегистрированные пользователи.