Авторизация | Регистрация

Составляем бизнес план

, Категория - Любопытная информация и новости

Бизнес-план: методика составления

 

В мировой практике практически все инвестиционные проекты описываются с помощью бизнес-планов. В венчурные фирмы поступают тысячи бизнес-планов в год. Их также запрашивают коммерческие банки, промышленные компании, индивидуальные инвесторы. Бизнес-план - это общепринятое средство деловой информации.

Развитие рыночных отношений в нашей стране происходило стихийно, и потребность в бизнес-планировании возникла довольно поздно. Первые бизнес-планы появились в России в 90-х годах, в то же время большинство предприятий продолжало использовать более привычные технико-экономические обоснования. По мере развития рыночной экономики и международных связей в 1994-1995 гг. бизнес-план становится обязательным документом, применяемым в целях "совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций".

Российские предприниматели иногда недооценивают смысл и назначение бизнес-плана и не уделяют ему достаточного внимания. В основном такое отношение вызвано представлением о бизнес-плане как о некотором "отчетном", никому не нужном документе. Считается, что при разработке бизнес-планов перерабатывается огромное количество информации, а далее разработанный документ кладется в ящик и о нем забывают. Это неверно. Усилия, затраченные на планирование, никогда не бывают напрасными, так как наработанный опыт позволяет избежать крупных ошибок и рационально использовать имеющиеся ресурсы. Бизнес-планы составляют сотрудники или руководство компании, а иногда это поручают консалтинговым компаниям.

Основная цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность компании на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Исследования, проведенные компанией INTERFINANCE показали, что правильно разработанный бизнес-план позволяет определить основные вопросы по проекту, просчитать финансы компании и предсказать различные варианты развития ситуации:

каким образом будет развиваться производство;

как будут реализовываться товар, выполняться работа или оказываться услуга;

что принесет данная идея;

какие шаги необходимо предпринять при благоприятной обстановке (экономической, политической, конкурентной) и при непредвиденных обстоятельствах.

Бизнес-план необходим, если компания намерена привлечь инвестиции или профинансировать интересный проект. В связи с этим его структура должна включать следующие разделы:

Резюме;

Описание предприятия и отрасли;

Описание продукции (услуг);

Маркетинг и сбыт продукции (услуг);

Производственный план;

Организационный план;

Финансовый план;

Направленность и эффективность проекта;

Риски и гарантии;

Приложения.

 Резюме

 

Резюме - это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения бизнес-плана. Его читают потенциальные инвесторы, по нему судят обо всем проекте, поэтому в резюме важно поместить краткую и точную информацию о проекте. В резюме должны содержаться ответы на основные вопросы инвестора: размер кредита, его цели, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта. Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов.

 Описание предприятия и отрасли

В данном разделе описываются:

общие сведения о компании;

финансово-экономические показатели ее деятельности;

структура управления и кадровый состав;

направления деятельности, продукция, достижения и перспективы;

отрасль экономики и ее перспективы;

партнерские связи и социальная активность.

 Описание продукции (услуг)

 

Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных с помощью технологии компании. Лучше всего, если это будут натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции. Примерная структура раздела:

наименование продукции (услуги);

назначение и область применения;

краткое описание и основные характеристики;

конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам она превосходит конкурентов, по каким уступает им;

патентоспособность и авторские права;

наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции;

степень готовности к выпуску и реализации продукции;

наличие сертификата качества на продукцию;

безопасность и экологичность;

условия поставки и упаковка;

гарантии и сервис;

эксплуатация;

утилизация после окончания эксплуатации.

 Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

 Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для продукции (услуги) компании. Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и др. Примерная структура раздела:

описание требований потребителей к продукции (услуге) и возможностей компании удовлетворить эти требования;

описание конкуренции, определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон, изучение возможностей предприятия;

описание рынка сбыта продукции (услуги);

описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления - упаковка, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировка к месту продажи, предпродажный сервис, продажа, послепродажное обслуживание. Описание канала сбыта продукции (услуги) - магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.;

стратегия привлечения потребителей исходя из возможностей предприятия (рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.), цена и объем сбыта продукции, анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены.

 Производственный план

 В данном разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция ее себестоимости, смета текущих затрат на производство. Примерная структура раздела:

общие сведения о предприятии - его месторасположение (во многих случаях это определяющий фактор для успеха проекта), наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта; используемая технология и уровень квалификации исполнителей; потребность в площадях; кадровое обеспечение; удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих;

объем производства;

расходы на персонал - затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтеры и т.д.); затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.); затраты на прочих сотрудников (кладовщики, охрана и др.);

расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия (расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги);

смета текущих затрат - текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство, или издержки производства, классифицируются на прямые (переменные, т.е. зависящие от объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от объемов производства);

расчет переменных издержек - затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия, затраты на производственный персонал, затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях);

расчет постоянных издержек - затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия), торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, сбыт), административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.).

 Организационный план

 В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается основная роль ее каждого члена: команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.

 Финансовый план

 Цель раздела - показать основные пункты из финансовых данных. Здесь приводятся нормативы для финансово-экономических расчетов, переменные и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитываются таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличных денежных средств), прогнозный баланс. Примерная структура раздела (согласно исследованиям компании INTERFINANCE):

затраты подготовительного периода;

затраты текущего (основного) периода;

расчет поступлений от проекта;

затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга);

расчет налоговых платежей;

другие поступления и выплаты;

отчет о прибылях и убытках;

поток реальных денег;

прогнозный баланс.

 Направленность и эффективность проекта

 В разделе указываются направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.

 Риски и гарантии

В данном разделе показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

 Приложения

 Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы:

подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора, имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по совместной деятельности и т.д.);

характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции и др.);

подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договоры, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции);

отражающие возможности производства (фотографии предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства и др.);

раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.);

обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы и т.д.);

свидетельствующие о реальности мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и гарантиях возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и нормативных документов, другие материалы);

подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.).

В заключение следует отметить, что точное содержание бизнес-плана зависит от отрасли и вида деятельности предприятия.

Обычно бизнес-план предприятия содержит следующие разделы:

Резюме бизнес-плана;

Информация об инициаторе проекта;

Лицензирование и юридический план;

Производимая продукция;

Маркетинговое исследование рынка;

Производственный план;

План по управлению персоналом;

Инвестиционный план;

Финансовый план;

Факторы риска бизнес-плана и стратегия их снижения;

Расчеты показателей эффективности бизнес-плана;

Приложения к бизнес-плану.

 

Похожие новости:

Пример должностной инструкции экономиста в строительном предприятии Памятка по системе менеджмента качества Положение о коммерческом отделе Пример описания бизнес процесса по поиску, подбору и приему сотрудника в шт ... Кадровая Программа - Персонал-Бизнес 4.5


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информация
Уважаемые гости нашего портала! Для получения возможности оставлять комментарии к публикациям, а так же доступа к другим функциям, реализуемым на портале, предлагаем пройти процедуру регистрации. Это займет у Вас совсем немного времени, но зато вы познакомитесь с Правилами поведения, а затем получите полноценный доступ ко всем возможностям и привилегиям, которые имеют зарегистрированные пользователи.